larger smaller reset

«У рекламы одна цель – продать товар. Все остальное от лукавого»
Раймонд Рубикам
Главная Рост нематериальных активов

Рост нематериальных активов как критерий эффективности менеджмента компаний

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Administrator 21.07.2009 12:38

О том, что бренд имеет свою стоимость, было понятно, наверное, с тех самых пор, как появились первые бренды.  По мере того как в мировой экономике начали меняться ориентиры — компании отходили от чисто производственных стратегий к приоритетному управлению собственной капитализацией, на первое место среди критериев эффективности начал выдвигаться рост нематериальных активов.

Здесь была найдена своеобразная точка роста для всех компаний в мире, но особенно для адептов новой экономики. Невзирая на строгие предупреждения директора ФРС США (и по совместительству живой легенды) А. Гринспена: «Нематериальные активы — ничто. Вечны лишь заводы, — именно их начали усердно растить современные бизнесмены.

Более того, нельзя не отметить, что всемерное увеличение нематериальных активов становится в последнее время главным критерием эффективности работы менеджмента компаний. Прибыль или доля рынка все меньше волнует акционеров, а едва ли не единственным способом нарастить акционерную стоимость является увеличение именно нематериальной составляющей бизнес-единицы.     

Действительно, все старые добрые критерии, по которым раньше оценивались и сравнивались различные компании — материальные активы, — оказались, во-первых, весьма ограниченным ресурсом с точки зрения роста (например, быстро увеличить стоимость земельного участка или промышленного оборудования естественным образом практически нереально), а, во-вторых, совершенно понятно, что с течением времени материальные активы имеют свойство постепенно терять свою стоимость (любые средства производства неизбежно изнашиваются и устаревают, причем как физически, так и морально).

В нематериальных активах все складывается тоже непросто. Например, такие важные компоненты стоимости любого наукоемкого бизнеса (скажем, для IT, био-инженерии или фармацевтической промышленности), как инновации или технологии, тоже оказались весьма подвержены обесценению. Ничто не старит так ноу-хау, как динамично ускоряющийся научно-технический прогресс и... банальный промышленный шпионаж.

Действительно, при современном уровне развития технологий почти любая плодотворная идея может быть довольно быстро воспроизведена конкурентами. Например, специалисты в разработке аудио-, видео- и бытовой техники из компании Matsushita Electric утверждают, что могут повторить на своей базе любое изобретение Philips Electronics не более чем за три-шесть месяцев.

С другой стороны, то, что по тем или иным причинам трудно или накладно воспроизвести, всегда можно украсть. Поэтому технологии никак не могут считаться надежным источником повышения стоимости нематериальных активов и всей компании в целом.